Психодрама — методы, техники, тренинги, Психодрама Морено

Метод, являющийся помимо терапии также обыкновенной психологической консультацией, был впервые предложен специалистом Я. Марено. Сейчас его разработка известна в психиатрии как «пиходрама», используется, главным образом, с целью изучить внутренний мир и переживания индивида. Для этого задействуется специфический механизм драматической импровизации, в котором активно используется завершение субъектами своих действий посредством театрализации, исполнения роли в игре.

Содержание:

    Метод психодрамы

    Психодрама Морено

    Техники психодрамы

    Психодрама тренинг

    Раскованности, естественности в поведении во время нахождения в коллективе

При этом между всеми участниками, если речь идет о групповой психотерапии, происходит активное вербальное и невербальное общение, постоянный контакт, взаимодействия в ходе «представления». Если же необходимо применить психодраму в качестве индивидуальной терапии или диагностики, то такой подход называется «монодрамой».

Любой сеанс строится на последовательном разыгрывании всеми участниками определенных сценок. В основе сюжета может лежать какое-либо воспоминание пациента, события, приближенные к реальным и смешанные с фантазией, представления каких-то конечных действий или же возможных результатов того или иного выбора. В любом случае, разворачивающееся действо, как правило, является близким к реальности или внутренним переживаниям самого пациента. В ходе их разыгрывания, индивид способен проанализировать случившееся с ним или даже приобрести определенные навыки, которые в дальнейшем могут ему помочь.

Метод психодрамы

Как правило, под психодрамой подразумевают специфическую методику, которая с помощью драматической импровизации, ролевой игры и имитации определенных сценок, способна раскрыть внутренний мир, опыт и переживания пациента, которые напрямую связаны с внутренними психологическими проблемами индивида.

Впервые метод психодрамы появился в результате эксперимента, а точнее даже наблюдения, поставленного специалистом Я. Морено. Однажды ему пришлось наблюдать за коллективом детей, который разыгрывал фантастические сценки в одном из парков Вены. Морено заметил, что во время игры, в которой каждый из детей выполнял определенную ему роль, у участников проявлялась импровизация, обнажались отдельные эмоциональные переживания. Во время такого процесса произошло зарождение истинной эмпатии, формировалось свободное и открытое творчество, благодаря которому между детьми происходил настоящий контакт.
Во время групповой психодрамы, направленной на анализ внутренних проблем индивида, пациенту предлагается роль основного героя. В связи с этим, основные действа игры должны быть сосредоточены как раз вокруг основных, беспокоящих индивида проблем. Это обеспечивает возможность наиболее открытого и свободного выражения чувств, переживаний, в ходе импровизаций, которые в нужном направлении корректируются ведущим психотерапевтом. В результате формируется своеобразный катарсис – участники связывают происходящее на сцене со своими собственными трудностями, развивается способность к наиболее глубокому переживанию, анализу, взаимодействиям.
В ходе проводимой терапии, пациент анализирует происходящие с ним действия и учится находить действенные способы решения возникавших проблем, будь то житейский уровень или сугубо экзистенциональные, то есть вымышленные проблемы. Затрагивающие психологические установки и проблемы морали. Чаще всего методика психодрамы применяется с целью оказания помощи тем людям, которые испытывают острые проблемы в плане словесного выражения своих чувств и мыслей. Чаще всего пациент является не только исполнителем главной роли, но также определяет ход развития событий, то есть является творцом, и в то же время исследует и анализирует происходящее «на сцене».

перейти наверх

Психодрама Морено

Ставшая одной из самых эффективных групповых практик в психиатрической терапии и анализе, психодрамаМорено активно применяется не только на западе, но и во многих странах Европы. Главными понятиями, как и было когда-то предложено самим основателем метода, остаются: роль, катарсис, спонтанность, «инсайт».
Следует также подчеркнуть главное отличие между классическим театрализованным представлением и техникой, заложенной Морене. Она заключается в углубленности и подробности сюжета. Если в случае обычной игры, представления, все роли четко распределены. А сюжет проработан и уточнен до мельчайших подробностей, то в случае психодрамы он достаточно поверхностный, роли обозначены условно, и у всех участников имеется более чем достаточный простор для импровизации в рамках заданных терапевтом условий. Грубо говоря, сценария как такового практически нет, есть лишь определенный «фундамент», с которого начинается представление, и сами «игроки» никогда не знают, к чему приведет выбранное ими действие. При этом роли также распределяют между собой сами участники, а терапевт лишь наблюдает за тем, как каждый из них справляется со своим положением.

Что касается редко встречаемого в нашей практике понятия «инсайт», то под ним понимают явление внезапного озарения. С точки зрения психодрамы, инсайт – это внезапное, резкое понимание индивидом своего жизненного положения или сложности ситуации, которое происходит в ходе игры. При этом также происходит своеобразное «озарение», модификация взгляда индивида на себя самого, вследствие чего формируется новое понимание жизненных позиций, ситуаций и проблем, а также зарождается совершенно новый способ их решения.

В настоящее время широкую популярность приобретает и детская групповая психодрама. Чаще всего она нацелена на анализ причины, а также решения различных уровней невротического поведения со стороны ребенка. Разумеется, подобные практики не лишены и профилактической эффективности, позволяя развивать творчество и импровизацию ребенка, а также упрощая и улучшая процесс формирования уникальной, индивидуальной личности, свободной от возможных психологических преград.

перейти наверх

Техники психодрамы

Среди числа других методик, психодрама отличается достаточно большой оснащенностью. Существует даже отдельный институт психодрамы, который разрабатывает, изучает и совершенствует различные техники психодрамы, применяемые не только в обычной бытовой жизни, но также и в профессиональной деятельности или же, скажем, в сфере обучения.
Чаще всего сеансы начинаются с так называемой техники «представления себя». Проще всего ее провести в форме интервью, предоставляя индивиду возможность должным образом раскрыть свое «Я». Принципы, жизненные позиции и убеждения. Главной задачей данной техники является возможность демонстрации пациентом настоящего себя. а не образа, который формируется им в ходе фантазии или видения «желаемого себя».
Далее следует «проигрывание роли». На этом этапе, который также считается отдельной техникой, пациент получает задачу проиграть и определить самостоятельно для себя конкретную роль в игре. В этом случае задействуется так называемое «вспомогательное Я», что позволит главному герою больше углубиться в сюжет и направить его таким образом, чтобы он максимально отображал происходящее в его жизни или внутреннем мире. После чего уже может происходить основное действо, с применением в последующем различных техник. Все они изучаются во многих институтах мира, проходя испытания, экспериментальные постановки, с последующим улучшением и возможностью применения в настоящей терапевтической практике.

перейти наверх

Психодрама тренинг

Под тренингом, как и в любом другом случае, понимают наличие определенных стадий и выполнение ряда конкретных упражнений. Психодрама тренинг — это техника, преследующая различные цели, например, отработку участниками навыков ролевой игры, их раскрепощение, психологическую подготовку и даже банальный «разогрев».
Разумеется, первая и главная стадия ложится на плечи ведущего или «режиссера». Именно он является ответственным за то, чтобы между всеми участниками сформировался необходимый раскрепощенный контакт, достигался определенный уровень раскованности и открытой спонтанности, импровизации. При этом творческий потенциал и его реализация со сторон участников должны всячески поощряться, а внимание участников игры фокусируется на общей ситуации и решении общих проблем. Таким образом, еще одной задачей психодрамы в данном контексте является формирование групповой свободы.

перейти наверх

Раскованности, естественности в поведении во время нахождения в коллективе

Лишь после того как все участники групповой психодрамы достигают определенного уровня раскованности и между ними формируется требуемая творческая атмосфера, начинается главное действо терапии – само представление. Перед началом «режиссер» выбирает участника, который на этот раз будет протагонистом, предлагает ему ознакомить окружающих с общей идеей сюжета и выбранной им для себя роли. При этом обращают внимание других «актеров» на то, что они обладают полной свободой действий в рамках заданного общего сюжета и выделенных им ролей.
Конечной стадией любой психодрамы является совместное обсуждение произошедших на сцене событий, их значимости, вероятных причин и следствий, а также возможных способов решения сложившихся в ходе игры ситуаций.

Источник: psytheater.com

Добавить комментарий