Детская тревожность у дошкольников и детей в младшей школе — диагностика и способы снятия

Содержание:

    Тревожность дошкольников

    Тревожность детей в младшей школе

    Диагностика тревожности

Детская тревожность, в отличие от тревоги, обычно появляется без каких-то серьезных причин и вне зависимости от внешних факторов. Проблема детской тревожности может возникать в различные периоды жизни ребенка.

Чаще всего причинами, возникающей у детей тревожности, могут быть либо нарушение межличностных связей между ребенком и взрослыми, либо завышенные требования родителей по отношению к успехам их отпрысков.

Последнее обосновывается собственной неудовлетворенностью, желанием, чтобы ребенок достиг всего, что не удалось родителю. Таким образом, отец или мать зачастую пытаются осуществить свои несбывшиеся мечты силами своих детей. В попытке уберечь своего малыша от всех возможных опасностей и внешних угроз, родители, сами того не желая, формируют у ребенка чувство неполноценности и беззащитности.

Данный факт не может не сказаться на психическом развитии еще маленького человека, и как следствие, создает преграды в развитии коммуникативных навыков, что вызывает тревогу и страх перед общением с людьми в любой, даже казалось бы, самой дружественной обстановке.

Тревожность дошкольников

Зачастую родителям сложно понять из-за чего может тревожиться их ребенок. Ну, какие могут быть проблемы в его возрасте: одет, сыт, друзей полный двор, игрушек уйма, любящие родственники?
Однако наличие проблемы детской тревожности сигнализирует о том, что в жизни маленького человека не все так гладко, как видится его взрослым. Данное состояние ни в коем случае нельзя игнорировать. Кроме того, не имеет значения сын у вас или дочь, в таком возрасте тревожность не зависит от половой принадлежности ребенка.

Профессор психологии Изард Кэррол, говоря о тревоге, рассматривает ее как комбинацию различных эмоций, одной из которых выступает страх. Данная эмоция присуща человеку независимо от возраста. У детей в период от 1 до 3 лет наиболее распространены страхи, вызванные резкими громкими звуками, внезапной болью, например, во время прививок, и как следствие отрицательная реакция на врачей.

В возрастном промежутке от 3 до 5 лет тревожность дошкольников часто проявляется в виде таких страхов, как боязнь темноты, замкнутого пространства, одиночества. В возрасте от 5 до 7 лет зачастую добавляется страх смерти. Если вы заметили тревожность у вашего ребенка, ни в коем случае не стоит отпускать эту проблему на самотек.

Способы снятия тревожности:

    можно подарить ребенку домашнее животное: собака, кот, птичка, рыбка, — не имеет значения, главное, чтобы малыш почувствовал ответственность за своего питомца. Немаловажным является также участие родителей в процессе ухода за живностью – это поможет наладить контакт с малышом, восстановить утраченное доверие, создаст почву для общих тем и интересов;
    полезной будет дыхательная гимнастика, а также упражнения, способствующие снятию напряжения;
    в случае если вышеперечисленные способы оказываются неэффективными, необходимо обратиться к профессиональному детскому психологу, который сможет выявить на ранней стадии и предотвратить, начало более глубоких психологических проблем и, возможно, даже психическое заболевание.

перейти наверх

Тревожность детей в младшей школе

Очень сложным может стать возраст от 7 до 11 лет. В это время жизнь ребенка меняется, он становится взрослым, на него возлагается миссия хорошо учиться, правильно себя вести, быть лучше, прилежнее, сообразительнее сверстников.

Ребенка может охватить страх — не справиться с этими требованиями, не оправдать надежды, потерять уважение и доверие, а как следствие, и любовь родителей. Если подобных страхов много, можно констатировать наличие тревожности.

На сегодняшний день среди ученых нет единого мнения относительно четких причин возникновения тревожного поведения, однако в большинстве случаев оно является следствием нарушения связи между ребенком и его родителями.

Помимо этого, причиной данного явления может стать внутренний конфликт, вызванный, к примеру:

    противоречиями в воспитании: родители пожалели сына и не пустили в школу из-за легкого недомогания, учитель в присутствии всего класса объявил выговор ученику и поставил плохую оценку;
    завышенными требованиями: быть лучшим учеником в классе, получать только высшие баллы, занимать первые места, в противном случае ребенка может ожидать, как минимум, родительское разочарование в его возможностях, как максимум – наказание;
    манипуляция с социальными ценностями ребенка, когда выдвигаются требования, ставящие его в неловкое положение, унижающие его достоинство, создающие зависимость, примером может служить ситуация, когда учитель просит «заложить» своих одноклассников в обмен на хорошую оценку, либо отмену наказания.

Бытует мнение среди психологов, что тревожность детей в младшей школе присуща в большей степени мальчикам, а для девочек критический период наступает после 12 лет.

Беспокойства у детей разных полов имеют разные источники: девочки тревожатся больше из-за проблем в межличностных взаимоотношениях, а мальчики боятся наказания или насилия. Девочки, поступив плохо, переживают, что о них могут плохо подумать взрослые либо от них отвернутся друзья, а мальчики больше переживают, что за проступок их ждет физическая расправа.

Обычно тревожность проявляет себя через 1,5 месяца после начала учебного года, именно в связи с этим школьникам необходим отдых — каникулы от 1 до 1,5 недель.

Уровень тревожности ребенка напрямую связан с тревожностью окружающих его взрослых. Родители, родственники, учителя, воспитатели с повышенной внутренней тревожностью, передают ее ребенку. В благополучных семьях дети реже бывают тревожными, чем в семьях, где постоянно возникают конфликты.

Тревожность детей сильно возрастает в семьях после разводов, а также в случаях, если родители недовольны жизнью, работой, материальным положением. Поэтому сегодня данная проблема возникает все чаще.

Не способствует снижению тревожности также авторитарный стиль воспитания, который зачастую формирует задатки школьной тревожности в детях дошкольного возраста. Это происходит, когда перед ребенком ставятся серьезные задачи в раннем возрасте, ему предъявляются высокие требования и постоянно ставятся в пример более умные и успешные сверстники.

Чрезмерная озабоченность родителей выбором хорошей школы, лучшего учителя, сказывается на детях, которым приходится заниматься с репетитором с целью подготовки к поступлению в лучший класс, чтобы попасть в один ряд с самыми одаренными и умными детьми. Детский организм не выдерживает таких психологических и физических нагрузок. В итоге, ребенок может заранее потерять интерес к учебе.

Бывает, что тревожность связана с более серьезными проблемами. Так, с помощью профессионального психолога, у ребенка уже на ранней стадии может быть выявлено психическое расстройство, невроз.

перейти наверх

Диагностика тревожности

Дети, страдающие тревожностью, отличаются беспокойностью, они опасаются не события, как такового, а самой вероятности его наступления. Такие дети с неохотой воспринимают перемены, боятся новых знакомств, смены вида деятельности.

Дети с тревожностью отличаются заниженной самооценкой, высокой самокритичностью, они убеждены, что все остальные лучше, умнее, послушнее их самих. Бороться с этим должны родители с помощью оказания поддержки, одобрения, поощрения своих чад. Таким детям присущи психосоматические заболевания: вегетососудистая дистония, различные спазмы, слабость, такихардия.

Диагностика тревожности – работа профессионального психолога, который может выявить тревожность у ребенка, пронаблюдав за ним в процессе его жизнедеятельности: игр со сверстниками, общения с родителями и старшими. Работа с подобными пациентами затрудняется свойственной им скрытностью, привычкой держать свои мысли и проблемы в себе.

Источник: psytheater.com

Добавить комментарий