Дети с ЗПР – особенности, характеристика, развитие, обучение

Психическое развитие человека является не менее важным, как и физическое. У каждого процесса есть свое время для возникновения и развития. Однако сложно говорить, когда человек начинает запоминать и в каких объемах. Так же сложно говорить о других психических процессах, поэтому детей в ЗПР выявляют в раннем школьном возрасте, когда уже можно отмечать учебную неуспеваемость и неспособность социально адаптироваться – главные особенности и характеристики  детей с ЗПР. Обучение таких детей становится более медленным и сложным, нежели у школьников с нормальным развитием.

Содержание:

    Кто такие дети с ЗПР?

    Развитие детей с ЗПР

    Характеристика детей с ЗПР

    Работа с детьми с ЗПР

    Обучение детей с ЗПР

    Итог

Психологи отмечают детей с ЗПР все больше и чаще, что связано, скорее всего, с социальными условиями жизни. Ведь психическая деятельность должна не только проявиться, но и иметь свое развитие. А оно происходит лишь благодаря внешним условиям жизни. Если родители не создают специальных условий, в которых ребенок будет развиваться на психическом уровне, тогда он будет отставать от своих сверстников. То же касается и телесного развития: если не заниматься своим телом, тогда оно не будет сильным, выносливым, закаленным.

Следует понимать, что ЗПР – это не олигофрения и не инфантилизм, однако данные диагнозы возможно поставить, если задержка психического развития наблюдается уже в подростковом возрасте. Обычно данную патологию устраняют на этапе младшего школьного возраста, если на самом деле все с ребенком нормально, просто его психическим развитием никто не занимался.

Если ребенок здоров, тогда у него наблюдаются лишь две проблемы: социальная неадаптивность и учебная неуспеваемость. Данные факторы быстро устраняются, когда с ребенком начинают заниматься. При этом его физиологические параметры в развитии остаются в пределах нормы.

Если же ребенок нездоров, то его психическая неразвитость зачастую является следствием различных заболеваний, которые можно отметить также и по физической неразвитости. К примеру, у олигофрении есть множество признаков своего проявления, которые отмечаются не только в психическом и эмоциональном развитии, но и на физическом теле.

Кто такие дети с ЗПР?

Дети с ЗПР (задержкой психического развития), согласно интернет-журнала psytheater.com, отмечаются задержкой в развитии психической деятельности в целом или частично. Так, они отличаются:

Незрелостью мышления.
Ограниченным запасом слов.
Доминированием игровых интересов.
Отсутствием мотивации.
Моментальной перенасыщенностью занятиями.

В зависимости от того, какая наблюдается задержка в развитии, выделяют 4 группы детей:

К первой группе относятся дети конституционального типа, чей рост невысокий, а черты лица остаются детскими даже в школьном возрасте. Их отличительной особенностью является эмоциональная незрелость. Они словно остановились в своем развитии. Они предпочитают играться, им присущи перепады настроения, эмоциональные всплески.
Ко второй группе относятся дети с соматогенными признаками ЗПР. Имеется в виду, что такие дети часто болеют различными расстройствами организма, в частности бронхиальной астмой, болезнями желудка и бронхитом. У них наблюдается не отставание развитие ЦНС, а скорее ее позднее созревание.
К третьей группе относятся дети с психогенными признаками, которые возникают у них в результате неблагоприятной обстановки в семье. Так, ребенок может воспитывать с чрезмерной опекой, безнадзорно или под постоянным жестким контролем. Если ребенок растет безнадзорно, у него пропадает инициатива, интеллектуальное развитие задерживается, наблюдается эмоциональные импульсивные всплески. При гиперопеке у ребенка развиваются эгоцентричность и слабые черты характера, неспособность быть самостоятельным.
К четвертой группе относятся дети при церебрально-органических признаках, которые развиваются в результате отравления или интоксикации матери во время беременности, при асфиксии или тяжелых родах. Также может развиться в результате нарушения развития ЦНС до 2 лет.

перейти наверх

Развитие детей с ЗПР

Задержка психического развития не выявляется ранее периода, когда ребенка начинают обучать. Даже в дошкольном возрасте невозможно точно установить, как хорошо развивается ребенок. Однако уже в начальной школе становится ясно, что около 50% всех неуспевающих детей являются больными ЗПР. Это отмечается в:

Незрелости личности.
Отставании в интеллектуальном развитии.
Низких скоростях психических процессов.

Ребенок поступает в школу с ограниченным количеством знаний. Причем это все исправимо, что делают педагоги в специальных учреждениях. Ребенок практически не обладает никакими навыками интеллектуальной работы, поэтому все недостатки воспитания компенсируют педагоги. Здесь также отрабатывается навык индивидуального целеполагания и коллективной работы.

Развитие детей с ЗПР проводится путем разнообразных трудовых занятий. Ребенок не играется, а обучается реальной жизни непосредственно через труд, где он совершает действия, посильные и понятные для его ума. Все начинается с незначительных работ и заканчивается сложными заданиями, где уже нужно подумать, выбрать, построить план действий.

В устранении ЗПР помогают:

    Практические занятия.
    Творчество.

Не забываем, что именно творческие задания позволяют ребенку раскрыться, усмирить свои эмоции, осознать их, а также решить различные проблемы. Практические занятия помогают ребенку в адаптации к окружающему миру. Посредством отработки полезных навыков ребенок познает мир.

Не следует думать, что дети с ЗПР – это окончательный диагноз. Все приобретенные психические отклонения можно наверстать, что позволит ребенку уже к подростковому возрасту достичь уровня своих сверстников.

перейти наверх

Характеристика детей с ЗПР

Детей с ЗПР очень трудно распознать в дошкольном возрасте, однако они хорошо проявляют свои характеристики уже в учебном заведении, по сравнению со своими сверстниками. Особенностями детей с ЗПР являются:

Отсутствие необходимых навыков и знаний, которые бы позволили ребенку быть готовым к обучению школьной программы. Речь у детей с ЗПР достаточно отстает от возрастных особенностей. Ребенок обладает малым количеством слов, поэтому он не способен составить небольшой рассказ. Его предложения зачастую короткие и даже неправильно составленные. При этом сам артикуляционный аппарат тоже достаточно неразвит.
Они не владеют письмом, чтением, речью.
У них отсутствуют навыки произвольной деятельности. Ребенок не способен себя мотивировать на выполнение какого-либо занятия, поскольку даже не понимает, зачем оно ему нужно.
Неспособность придерживаться школьных порядков и правил. Наивность, прямота и несамостоятельность делают ребенка неспособным выстраивать взаимоотношения с другими детьми и учителями. При ЗПР достаточно трудно придерживаться определенных рамок и правил. При этом ребенок с удовольствием убегает в игру. Однако он не может играть в сюжетно-ролевые игры, которые вызывают у него страх.
Трудности в освоении школьного материала. Ребенку с ЗПР необходимы неоднократные повторы, простые знания и наглядный материал, чтобы что-либо запомнить. А на это уходит очень много времени.
Низкая работоспособность по сравнению со сверстниками.
Импульсивность, двигательная активность, вялость, расторможенность.
Отсутствие любопытства и пытливости.
Акцентирование внимания на второстепенных деталях, пропуск логических связей, неспособность воспроизвести порядок событий правильно.
Склонность перескакивать с темы на тему.
Поверхностность обучения. Обычно ребенок обращает внимание на то, что первым бросается в глаза, упуская уже все остальное и не добираясь до сути.
Нежелание напрягать свой ум, что заставляет ребенка совершать привычные ему действия.
Тревожность в отношении незнакомых людей.
Отсутствие желания задавать вопросы взрослым.
Отсутствие потребности в активной коммуникации со взрослыми и ровесниками.
Сложности в адаптации в коллективе, игровая заинтересованность, агрессивное поведение, эмоциональная неустойчивость, суетливость, изменчивость настроения, отсутствие самоконтроля, фамильярность, манерничанье, неуверенность.
Страх перед всем новым и неизвестным.
Неспособность длительное время заниматься работой. Максимальное количество времени на учебу ребенок может отвести до 15 минут.

перейти наверх

Работа с детьми с ЗПР

При выявлении ЗПР у ребенка с ним должны работать специалисты, которые работают по специальной программе. Здесь есть свои этапы, которые начинаются с того, чтобы скорректировать в первую очередь все компенсаторные механизмы. Педагог Выготский предлагал давать детям такую работу, которая для них понятна и привычна, посильна, находится в зоне их досягаемости.

Педагоги направляют свою работу на оздоровление организма ребенка, на стабилизацию его нервных процессов (эмоциональность), на развитие сенсорной моторики, а затем уже на восполнение недостающих знаний. Детей с ЗПР можно довести до уровня их сверстников, но это потребует времени и терпения.

Главным во всем процессе становится практическая деятельность, поскольку только через труд ребенок может понимать, зачем он совершает те или иные действия и получает конкретные знания.

перейти наверх

Обучение детей с ЗПР

Обучение детей с ЗПР должно проходить в специализированных школах, поскольку они не способны усваивать школьный материал в том темпе, который предлагается в учебных заведениях. Чтобы еще больше не травмировать ребенка и не сделать его изгоем в классе, нужно вовремя выявить у него признаки ЗПР и отправить в специализированное учреждение.

 

Обучение будет проходить по более легкой и другой программе. Поначалу детей будут обучать элементарному, а затем тем знаниям, которые выдаются в школе. При правильной работе ребенка можно полностью излечить, если только его состояние не связано с врожденными или приобретенными патологиями организма.

перейти наверх

Итог

Родители отвечают за развитие своего ребенка. Однако проблемой многих современных родителей является то, что они преимущественно рожают детей с целью компенсации своих недостатков, решения проблем или «по залету». Когда появляется малыш, им могут не заниматься, не уделять должного внимания или, наоборот, чрезмерно опекать. Все это приводит к тому, что ребенок становится нездоровым психически.

ЗПР – это не всегда явные отклонения в развитии. Ребенок может быть вполне здоровым на всех уровнях, однако отставать в обучении и не желать идти на контакт со сверстниками. Нередко это связано с отсутствием индивидуального подхода взрослых к ребенку, который может получать знания и контактировать с окружающими.

Источник: psytheater.com

Добавить комментарий