Психологические уловки, искажающие Вашу реальность

Это трюки, которые с нами проделывает сознание. Получая информацию из внешнего мира, мы склонны отмечать людей и события ментальными ярлыками – «эвристиками». И в результате процесс умственной обработки дает сбой. Как избежать ошибок социального восприятия?

Вот некоторые примеры общих искажений социального восприятия и то, как они мешают нам верно оценивать людей и события:

1. Ретроспективное искажение

«Я это знала», «Я так и думал» – Вы наверняка тысячу раз произносили это после случившегося. После того, как события произошли, мы считаем, что предвидели или могли предвидеть их исход заранее. Это и есть ретроспективное искажение или «хиндсайт-эффект».

К примеру, если человека обманули, скорее всего, его будут посещать мысли «я предвидел это», хотя на самом деле вряд ли он что-то действительно предвидел.

Многие события, происходящие с нами, на самом деле неожиданны для нас. А после их наступления нам, кажется, легко найти их причины. Создается иллюзия того, что перед событием невозможно было не сделать верного прогноза – ведь предпосылки так очевидны! Если Вы долго мучились над решением задачи и нашли ответ, скорее всего, решение покажется Вам явным и простым. И если ту же головоломку Вы предложите решить своему другу, Вы будете искренне недоумевать: «над чем там можно ломать голову, все же так просто!».

Хиндсайт-эффект часто становится причиной того, что люди чересчур полагаются на собственные прогнозы и «экстрасенсорные» предчувствия, забывая, что в половине случаев они не оправдывались. Этот феномен социального восприятия объясняет и Ваше самоедство из-за совершенных ошибок, которые «можно было предвидеть». Не терзайте себя. Помните: то, что кажется очевидным сейчас, не было столь же ясно за день или за час до настоящего момента.

2. Эвристика присутствия

Этот феномен заставляет нас переоценивать вероятность наступления определенного негативного события в нашей жизни – авиакатастрофы, заражения каким-то заболеванием, падения метеорита и т.п. – ввиду того, что событие часто упоминается в СМИ. Например, мы постоянно видим в новостях репортажи о лихорадке Эбола. Это способствует тому, что мы преувеличиваем свои шансы заразиться этой болезнью.

3. Эффект «актера и наблюдателя»

Это одно из главных искажений в социальной психологии. Его научное название – «фундаментальная ошибка каузальной атрибуции». Проще говоря, это общая для всех людей тенденция: объяснять собственные промахи — особенностями ситуации, а неприятности, происходящие с окружающими – негативными качествами их личности.

Рассмотрим обычное ДТП. Если Вы – участник, то, скорее всего, переоцените влияние ситуации: технические неполадки, погодные условия, поведение других водителей и пр. Если Вы наблюдаете ДТП со стороны, то скажете, что-то вроде «да он (или она) просто не умеет водить машину!».

Находясь внутри ситуации и вне ее, люди по-разному видят события. Поэтому не спешите пренебрежительно отзываться о нищем «он сам виноват». Вы не знаете, что произошло в его жизни и что заставило его оказаться на этом месте.

4. Иллюзорная корреляция

Иллюзорная корреляция – это психическое явление, свойственное всем людям. Если два независимых события совмещены во времени, мы склонны считать, что между ними существует связь: одно событие является причиной или следствием другого.

Яркая иллюстрация этого феномена — человеческое суеверие. Мы искренне верим, что причина неудачного выступления на совещании – наше возвращение домой за перчатками. А то, что накануне мы были недостаточно подготовлены к вопросам, упускаем из виду.

На этом же явлении базируются национальные предрассудки, стереотипичные представления о разных группах людей и многие лже-науки.

5. Эффект Барнума

Названный в честь американского шоумена Финеаса Барнума, утверждавшего, что «каждому простофиле у меня есть что предложить», этот эффект объясняет точность, с которой предсказатели судьбы или гороскопы описывают нашу личность и наше будущее. Люди склонны принимать на веру общие, расплывчатые и банальные утверждения об их личностных чертах, если им говорят, что данные индивидуальны и получены в результате научных исследований или магическим путем.

В конце 1950-х годов американский психолог Р.Стагнер экспериментально доказал существование этого феномена социального восприятия. Он раздал личностные опросники 68 добровольцам, а потом якобы на основании полученных данных составил психологические характеристики каждого из участников. Исследуемые высоко оценили точность своих психологических портретов: средняя оценка 4,76 балла из 5. На самом деле текст, выданный участникам под видом индивидуальной психологической характеристики, был одинаковым для всех и состоял из 13 общих фраз, взятых из астрологических гороскопов.

6. Ошибка игрока

Это ошибочное представление о том, что на вероятность наступления желаемого варианта случайного события влияют предыдущие случайные исходы этого события.

К примеру, если на рулетке трижды выпало черное, игрок, скорее всего, поставит на красное, так как считает, что уж теперь-то скорее выпадет красное, чем черное. Люди проигрывали огромные деньги, опираясь на эту «логику». На самом деле каждый исход – независим, и в каждом отдельном случае возможность выпадения красного или черного совершенно одинакова.

Искажения социального восприятия – общие для всех людей психологические феномены. Но Вы, зная об их существовании, можете избежать попадания в эти ловушки. Постарайтесь отслеживать моменты, когда Ваше восприятие может искажаться. Остановитесь на мгновение и проанализируйте ситуацию прежде, чем начнете действовать.

Источник estet-portal.com

Поделитесь:

Источник: estet-portal.com

Добавить комментарий