Задержка психического развития – причины и симптомы, лечение

С рождения некоторые патологии не являются видными обычному взгляду. Принято считать, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Однако имеются определенные стандарты, когда ребенок должен обладать определенными навыками и проявлять конкретные качества. Симптомы отклонений заставляют искать причины их появления, чтобы определиться с лечением. Выявление задержки психического развития является затруднительным, поскольку трудно распознать первые симптомы в дошкольном возрасте.

Содержание:

    Что такое задержка психического развития у ребенка?

    Причины задержки психического развития у ребенка

    Какие симптомы задержки психического развития у ребенка?

    Как лечат задержку психического развития у ребенка?

    Итог

Чем раньше будет выявлена задержка психического развития, тем быстрее процесс перейдет к лечению. На ранних стадиях достаточно легко устранить недостатки в развитии и сделать ребенка полноценным, то есть соответствующим своему возрасту. Чем позже происходит выявление болезни, тем тяжелее становится устранить нарушения.

Обычно задержка в психическом развитии отмечается в период интенсивного обучения ребенка. У него отмечается незрелое мышление, нехватка знаний, неспособность интеллектуально работать, ограниченность представлений и игровые интересы. Данные отклонения не являются сложнейшими, однако их устранением следует заниматься так же, как и любыми другими патологиями.

Что такое задержка психического развития у ребенка?

Родителей пугает диагноз «задержка психического развития», который ставится ребенку. Однако здесь не следует паниковать. Сначала разберемся в понятии, что это такое. ЗПР (задержка психического развития) – это состояние психики, которая отстает в своем развитии от общепринятых норм, свойственным конкретной возрастной группе. Другими словами, по своему развитию ребенок отстает от других детей его же возраста.

Под ЗПР понимается отставание в развитии мышления, памяти и внимания. Все это не способствует мыслительной деятельности, способности ребенка обучаться и усваивать информацию. Обычно такой ребенок ориентирован на игровые процессы, не способен себя организовывать.

Как уже говорилось, чем раньше родители выявят ЗПР у ребенка, тем быстрее и легче пройдет лечение. Это можно определить по таким признакам:

    В 1-2 месяца малыши обычно следят за погремушками.
    В 3 месяца они отвечают улыбкой на улыбки родителей, а также начинают гулить.
    В 6-7 месяцев они начинают сидеть.
    В 7-8 месяцев малыши уже начинают ползать.
    В 9-10 месяцев они тренируются стоять.
    К 1 году жизни малыши уже пробуют совершать первые шаги.

Еще одним фактором становится регресс – когда ребенок перестает делать то, чему уже научился, либо начинает делать выученные навыки хуже. Если имеются отклонения от нормы или возникает регресс, тогда необходимо обратиться к неврологу или детскому психологу.

Уже в более взрослом возрасте ребенок отличается от других деток. Он «не такой, как все». Одни родители воспринимают это за особенность, другие разумно понимают, что необходимо пройти проверку у врача. Ребенок может отставать в развитии речи, испытывать трудности в усвоении новых знаний, не коммуницировать с окружающими, проявлять неадекватные реакции. Именно мыслительные нарушения и искажение в эмоциональной сфере являются главными признаками ЗПР.

Естественно для каждого родителя не признавать проблем у ребенка. «С ребенком все хорошо», — думает родитель, который не понимает, что устранение задержки в психическом развитии не делает его малыша больным. Просто возникли определенные нарушения, которые мешают быстро развиваться малышу, соответствуя при этом своему возрасту.

перейти наверх

Причины задержки психического развития у ребенка

Никакая болезнь не возникает без причин. Следует ознакомиться с факторами, провоцирующими задержку психического развития, чтобы предотвратить ее развитие у ребенка:

Биологические:

    Поражение ЦНС в период внутриутробного развития путем травм при рождении, гипоксии, вредных привычек роженицы и пр.
    Новообразования и пороки развития в головном мозгу.
    Гидроцефалия.
    Рахит.
    Инфекционные тяжелые болезни: сепсис, менингоэнцефалит, менингит.
    Эпилепсия.
    Наследственные болезни: синдром Дауна, гомоцистинурия, фенилкетонурия, гистидинемия.
    Недоношенность ребенка.
    Болезни почек или сердца.
    Желтуха.
    Нарушения в сенсорных системах.
    Эндокринные патологии врожденного характера.

Социальные:

    Ограниченность деятельности малыша, когда ребенок не имеет возможности развиваться и познавать мир в своем темпе. Это может быть сделано путем его изоляции от окружающего мира или гиперопеки родителей, которые предупреждают его поступки и последствия.
    Запущенность ребенка, отсутствие нормальных условий воспитания. Если ребенок пребывает в неблагоприятных условиях либо его полностью игнорируют родители, тогда развитие ЗПР неизбежно.
    Психотравмы частого характера. Нередко дети рождаются в неблагополучных семьях, где родители ведут асоциальный образ, бьют малышей, постоянно наказывают и пр. Различные ситуации стрессового характера негативно воздействуют на ребенка.

ЗПР является актуальной проблемой, о причинах развития которой необходимо знать. Во-первых, важную роль играет образ жизни матери во время вынашивания малыша. Неполноценное питание, вредные привычки, воздействие ядохимикатов или загрязненной экологии, наличие инфекционных болезней, генетическая наследственность – все влияет на то, каким родится малыш. Конечно, даже у больных людей рождаются здоровые дети. Однако нередкими являются отклонения.

Во-вторых, важными являются роды, при которых малыш также может получить травму. Преждевременные роды, асфиксия, обвитие пуповины, травмирование головы – это сказывается на дальнейшем развитии малыша. Данные факторы являются причинами не только ЗПР, но и других болезней.

В-третьих, очень важно, в какой обстановке малыш растет. Если родители его игнорируют, мало общаются, не занимаются его развитием, не являются успешными примерами для подражания, тогда ребенок испытывает определенные трудности. В его поведении возникают отклонения, которые вызваны неблагополучными семейными факторами.

Важным на раннем этапе жизни становится тот образ, который ведет малыш под руководством своих родителей. Частые ссоры и насилие негативно сказываются на ребенке. Отсутствие травм головного мозга и инфекционных болезней способствует нормальному развитию. Следует осознавать причины и их влияние на маленького человечка.

перейти наверх

Какие симптомы задержки психического развития у ребенка?

Ребенок не похож на своих сверстников, поскольку в нем проявляются симптомы задержки психического развития. Родителям дается список этих признаков в интернет-журнале psytheater.com:

Информация лучше воспринимается через органы зрения, нежели на слух. Внимание нарушено и проявляется в неточности, замедленности, невозможности создать целостный образ.
Неспособность сделать выводы, прийти к умозаключению, подытожить сказанное. Образное мышление нарушено, а логическое и абстрактное возможны лишь при помощи педагога или психолога.
Легко переключается внимание любыми внешними факторами. Само по себе внимание становится нестойким, поверхностным, кратковременным.
Отмечаются различные отклонения в развитии речи, которые проявляются в искажении артикуляции звуков, нарушении слуховой дифференциации, ограничении словарного запаса, дислалии, трудностях построения фраз, дислексии, дисграфии.
Отмечается нарушение некоторых функций памяти, что проявляется в неспособности воспроизвести информацию, что сопровождается низкой мыслительной деятельностью, мозаичном запоминании, преобладании наглядно-образной памяти.

В зависимости от того, какие функции остаются недоразвитыми у ребенка, у него формируется та или иная психология. При ЗПР выделяют такие особенности детей:

    Стремление к одиночеству, когда общение резко ограничено. Ребенок не тянется к другим деткам, хоть и может иногда испытывать потребность в играх с ними. Он более склонен к единоличному решению задач, нежели к коллективной деятельности. Порой ребенок вовсе избегает общения с другими детьми. Предпочтение отдается общению с более младшими малышами, которые их принимают из-за соответствия уровня психического развития больного со здоровыми.
    Настроение постоянно меняется. Заметны отличительные скачки между перепадами, когда ребенок сильно грустить, а затем начинает радоваться жизни. Он внушаем, лабилен, несамостоятелен, неустойчив в своих эмоциональных проявлениях. Ему присущи тревога, беспокойство и аффект. Он часто испытывает агрессию. Не может объяснить своих эмоций, поскольку не осознает их, а также не распознает эмоции окружающих. Его характерными признаками являются низкая самооценка, привязанность к кому-либо, неуверенность.
    Инфантилизм.
    Незрелость эмоциональной сферы.
    Быстрая утомляемость при выполнении конкретных задач.

перейти наверх

Как лечат задержку психического развития у ребенка?

Чтобы приступить к лечению задержки психического развития, сначала проводится диагностика. В первую очередь оцениваются некоторые критерии ребенка:

Его внимательность, мыслительная деятельность, память.
Речевое развитие.
Восприятие окружающих предметов.
Самосознание и школьные навыки.
Коммуникабельность.
Склонности в игровой и изобразительной деятельности.
Уровень навыков самообслуживания.

Дополнительно обследуется головной мозг на ЭЕГ, МРТ и КТ.

На основе полученных данных психологи и педагоги выявляют курс лечения, который будет направлен на коррекцию когнитивных функций и эмоциональной сферы. Если терапевтические методы не помогут, тогда будет назначено медикаментозное лечение такими лекарствами:

    Антигипоксанты и антиоксиданты: Цитофлавин и Мексидол.
    Гомеопатия: Церебрум композитум.
    Общетонизирующие средства: Элькар, Лецитин, Когитум.
    Глицин.
    Витамины: Нейромультивит, витамины В, Магне В6.
    Пирацетам, Церебролизин, Аминалон, Актовегин, Энцефабол и Фенибут.

Важной становится поддержка родителей, которые должны понимать, что их ребенок будет более медленно развиваться и прогрессировать, нежели его сверстники.  Также психологи делают упор на то, чтобы предотвратить развитие вторичных аномалий на основе ЗПР.

перейти наверх

Итог

Отсутствие квалифицированной помощи при ЗПР провоцирует развитие социальной дезадаптации, отсутствие речи и письма, а также низкий уровень самообслуживания, общения с другими. Итогом может быть игнорирование обществом человека с ЗПР.

Чтобы не довести до такого состояния, необходимо вовремя лечиться. ЗПР можно предупредить следующими методами:

    Создавать условия для благоприятной беременности и родов.
    Создать хорошую атмосферу в семье.
    Лечить любые болезни малыша.
    Развиваться и заниматься с ребенком.

В первое время ребенок с ЗПР может быть помещен в специализированные школы, где им будут интенсивно заниматься педагоги.

Источник: psytheater.com

Добавить комментарий