Ведущая деятельность в младшем, раннем и возрасте

Человек в течение всей своей жизни развивается и растет. Однако это не всегда происходит осознанно и под его влиянием. На генетическом уровне каждый человек запрограммирован на определенную ведущую деятельность, которая будет становиться главной в тот или иной возрастной период. Так, новорожденный пока еще не способен усвоить моральные ценности общества, поскольку даже еще не понимает человеческого языка. Однако наступит тот период, когда данная деятельность станет одной из главных. Выделяют ведущую деятельность в младшем, раннем школьном и юношеском возрастах.

Содержание:

    Что такое ведущая деятельность?

    Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

    Ведущая деятельность в раннем возрасте

    Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

    Ведущая деятельность в юношеском возрасте

    Итог

Интернет-журнал psytheater.com акцентирует внимание педагогов и родителей на том, чтобы они изучали, какая ведущая деятельность возникает у ребенка в тот или иной промежуток времени. Зачем это нужно? Чтобы понимать мотивы поведения ребенка, а также акцентировать внимание на обучении и внедрении того материала, к которому он уже становится готовым.

Невозможно научить ребенка читать, пока он не знает букв. Однако даже изучение букв происходит при наступлении определенного возраста. До этого периода как бы родители ни старались, а ребенок не сможет усвоить материал, поскольку он даже его не воспринимает.

Ведущая деятельность в конкретном возрасте – это психологическая и физиологическая готовность человека к усвоению нового материала или навыков. Можно сказать, что до этого периода человек просто не готов, даже не видит и не слышит, что ему пытаются внедрить в голову. Это можно сравнить с примером индейцев, которые, как полагают многие ученые, даже не заметили, как к их берегам приближаются корабли Колумба. Пока на их землю не ступили люди и не объяснили, что такое корабли, индейцы даже их не замечали.

Что такое ведущая деятельность?

Человек рождается предрасположенным к освоению определенных навыков и знаний, однако он не появляется на свет с уже имеющимися способностями. Все нужно развивать по мере своего роста и развития, чем и занимаются родители, а затем педагоги в тот или иной период времени. Под ведущей деятельностью понимается психологическая и физическая направленность ребенка в тот промежуток времени, в котором он находится в данный момент.

Ведущая деятельность – это особенности функционирования высшей нервной системы, физического тела и мозга в целом, что определяет, чему ребенок может уже обучиться, на что он будет обращать внимание, каким образом он будет усваивать материал и пр.

Ведущая деятельность на следующем этапе становится трансформирующей, меняющей и перестраивающей ребенка. Другими словами, на предыдущем этапе ребенок, к примеру, умел только сидеть, а теперь он обучается с положения сидя встать, что уже позволяет его организм.

Ведущая деятельность определяет то, чем будет заниматься ребенок в новом этапе, пока не наступит следующий виток его развития. Это меняет его деятельность, мотивы поведения, характер обучения, даже интересы. Ребенок на новом этапе ведущей деятельности может отказаться от прежних занятий, поскольку его интересуют новые увлечения. На следующем этапе он снова может вернуться к прежним увлечениям либо совместить старое и новое.

У каждого ребенка ведущая деятельность возникает в его период, что зависит от развития его организма и психики. Однако возрастные рамки можно приблизительно назвать, когда ребенок становится готовым к той или иной деятельности.

Следует отметить, что новая ведущая деятельность не отменяет предыдущую, а скорее дополняет ее, совершенствует или трансформирует. Как было рассмотрено в примере, поначалу ребенка высаживают родители, а уже в дальнейшем он сам обучается садиться. Поначалу ребенок может учиться сидеть, а затем его деятельность дополняется развитием навыков самому садиться из положения лежа.

Многое зависит еще и от психологического климата, в котором ребенок растет. Ведущая деятельность на уровне организма не меняется. Однако на психологическом уровне ребенок развивается в зависимости от взаимоотношений с окружающими людьми, в частности с родителями, которые вначале становятся для него главными. Как выстраиваются взаимоотношения ребенка с родителями, таким ребенок и формируется на психологическом уровне. И здесь ведущая деятельность практически не имеет возрастных рамок. Ребенок может оставаться ребенком и в 30 лет, а отдельные личности обладают ответственным подходом к жизни уже в 5-6 лет. Это уже зависит от воспитания и характера отношений ребенка с его родителями, в первую очередь, и другими детьми, педагогами, людьми.

Многие психологи пытались сформировать классификацию ведущей деятельности человека на конкретном этапе его жизни. Вот почему существует множество теорий, каждая из которых имеет свое право на существование.

перейти наверх

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

Классификации ведущей деятельности в развитии ребенка разнятся, поскольку здесь участвует множество факторов, которые влияют на ее изменение:

Скорость перехода от одного психологического возраста в другой.
Скорость прохождения через кризисные периоды, в которых человек может застревать или быстро переходить.
Качество того или иного периода. Один период может стать спокойным для одного ребенка и аппокалипсисным – для другого.
Переломные моменты в жизни:

    Кризисы отношений, возникающие преимущественно в 3 и 12 лет, когда ребенок меняет свое отношение к родителям, начинает выстраивать новые модели поведения с социумом.
    Кризисы мировоззрения, которые наступают преимущественно в 1, 7 и 15 лет – когда ребенок по-другому начинает смотреть на мир, меняет свои ценности и приоритеты.

Периодизация ведущей деятельности выглядит следующим образом:

    Младенчество – от 2 месяцев до года – когда ребенок действует неосознанно, на уровне инстинктов, общение с окружающими происходит на уровне эмоций.
    Ранний возраст – от года до 3 лет – когда ребенок начинает осваивать предметы окружающей среды и постепенно приучается к их правильному использованию, значению в жизни человека. Обучается ими манипулировать.
    Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет – когда ребенок преимущественно через сюжетно-ролевые игры усваивает модели социального поведения, свое место в семье, запоминает модели поведения взрослых людей, обучается нормам и правилам общества, культуре и традициям.
    Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет – когда ребенок занимается преимущественно получением новых знаний.
    Подростковый возраст – от 11 до 15 лет – где место обучение становится местом для общения и заведения друзей, а также возникают ориентации в интимную и личностную сторону.
    Юность – от 15 до 18 лет – когда ребенок начинает усваивать профессиональные знания и навыки, в зависимости от выбора своего дальнейшего движения. Далее ребенок просто попадает в реальный мир, где применяет все имеющиеся у него знания и навыки, корректирует их, знакомится с социумом, его законами и приспосабливается к нему.

На каждом этапе происходит и психическое, и физическое развитие человека. Деятельность не ограничивается одним направлением.

Теория объективных отношений – ее главная идея заключается в констатации того факта, что основой формирования личности остаются межличностные отношения. В принципе, личность – это продукт собственных представлений человека; представлений людей, с которыми индивид общается; и взаимодействия первых и вторых. Поэтому получается, что на самом деле важны не взаимоотношения как таковые, а мысли и идеи человека об этих людях. Поэтому название этой теории расшифровать довольно просто: «объекты» — это другие люди, «отношения» — те связи, которые человек с ними устанавливает.

Эта теория подсуммировала несколько теорий, выдвинутых различными учеными. Маргарет Малер объединила теории различных авторов, поэтому считается основным представителем теории объективных отношений.

Все ученые, внесшие вклад в разработку теории объективных отношений, выделяли два базовых пункта:

Мысль о том, что модель поведения человека по отношению к другим людям формируется в процессе общения в раннем возрасте.
Предположение о том, что какая бы модель поведения ни была сформирована, она имеет тенденцию повторяться снова и снова на протяжении всей жизни человека.

Маргарет Малер утверждала, что люди рождаются, не обладая способностью отделять себя от других предметов, которые не являются ими. Новорожденные находятся в своеобразном состоянии психического слияния с объектами окружающей среды, а с матерью вообще составляют одно целое. И если что-то происходит с ней, это же происходит и с ребенком, и наоборот.

Малер расширила теорию в психологическом аспекте. При рождении ребенок находится в состоянии личностного слияния с матерью вследствие полной зависимости от нее, что необходимо для выживания. Поэтому с ростом ребенка это слияние постепенно исчезает, и он развивает свою собственную индивидуальность.

Ниже приводятся стадии развития личности по Малер:

    Аутистическая стадия (от рождения до двух месяцев). Ребенок находится в состоянии психологической изоляции (практически все время спит), похожем на внутриутробное. Этот период можно назвать временем полного единения, так как ребенок не в состоянии отделить себя от матери. Эта стадия является психологически закрытой (аутистичной), поскольку ребенок направляет свое внимание только на себя.
    Стадия симбиоза (от двух до шести месяцев). В этот период начинают проявляться первые признаки распознавания внешних объектов. Эти внешние объекты воспринимаются как нечто, помогающее удовлетворить голод, жажду и другие потребности. На этом этапе ребенок по-прежнему не в состоянии провести грань между собой и другим человеком.
    Стадия раскрытия (от шести до десяти месяцев). С этого этапа мир ребенка начинает понемногу раскрываться и расширяться, но при этом ребенок испытывает дискомфорт, так как внешний мир его пугает, а удобство предыдущей стадии еще не забыто. Часто ребенку на этом этапе требуется какой-то предмет, который помогает ему справляться со своими страхами. Такой предмет называется переходным объектом. Также в это время развивается феномен, называемый «пугающий незнакомец»: ребенок начинает беспокоиться при виде незнакомых людей.
    Стадия практики (от 10 до 16 месяцев). На этом этапе дети уже полностью осознают, что не есть одно целое с миром и начинают проверять свою независимость. Некоторые психологи считают, что в подростковом возрасте они повторно проходят эту стадию: на этом этапе слово «нет» для них становится любимым, поскольку отрицание великолепно помогает проявлять «независимость».
    Стадия сближения (от 16 до 24 месяцев). К ребенку приходит понимание того, что он одинок, поэтому он опять устанавливает теплые взаимоотношения с матерью.
    Стадия постоянства объекта (от 24 до 36 месяцев). На этом этапе ребенок опять способен действовать самостоятельно. Это происходит потому, что он начинает понимать, что окружающие его объекты (прежде всего мать как первичный объект) существуют объективно и независимо от него, а их временное исчезновение из поля зрения не влечет за собой окончательной потери. Также на этой стадии дети начинают гораздо лучше понимать самих себя.

перейти наверх

Ведущая деятельность в раннем возрасте

Ранний возраст отмечается такой ведущей деятельностью, как оперативно-манипуляционная. Ребенок знакомится с окружающими предметами и совершает две важные функции:

Рассматривает их, изучает, запоминает названия.
Научается ими пользоваться, запоминает, как родители ими орудуют, повторяет за ними. Нередко действия с предметом занимает много времени, пока ребенок не повторит операцию столько раз, чтобы наконец-то закрепить свой навык.

Здесь важными становятся следующие принципы:

    Новый предмет должен появляться в поле зрения ребенка после того, как досконально изучен предыдущий.
    Повторить действие с предметом нужно столько раз, сколько это требуется ребенку.
    Нужно давать ребенку в руки предмет, чтобы он сам им оперировал. Если только показывать и называть предмет, не давая малышу с ним взаимодействовать и изучать, это не даст никакого эффекта, он его не запомнит.

Чтобы помочь в изучении ребенком окружающих предметов, нужно вовлекать его в свою деятельность. Пусть малыш участвует во всех делах, которыми вы занимаетесь, чтобы смотреть, как вы оперируете предметами и повторять за вами.

Также с предметами можно играться. Пусть ребенок играется с игрушками, которые напоминают реальные предметы.

Здесь малышу нужно позволять ошибаться и все ломать, разрушать, поскольку его навыки еще не совершенны, как и движения. Не нужно его наказывать, если он перебил пару тарелок, пока их мыл, или разлил воду, пока мыл пол.

перейти наверх

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте ведущая деятельность сменяется на учебную. Теперь ребенок должен в большей части на уровне теории познавать опыт и знания предыдущих поколений. Он не может взаимодействовать с объектами, о которых ему рассказывают, а должен на уровне мыслительной деятельности усваивать материал. Это несколько сложно для ребенка, который помимо учебы сталкивается с:

Сменой образа жизни.
Дисциплиной.
Социальными контактами с большим количеством людей (детей).
Контролем за собой со стороны посторонних лиц.
Оценками, которые дают четкую градацию «плохо» или «хорошо».

В первые школьные годы ребенок должен научиться на уровне лишь мыслительной деятельности усваивать материал, запоминать его, использовать при решении мыслительных задач и видеть закономерности, взаимосвязи. Также ребенок в это время сталкивается с различными категориями людей, с которыми теперь взаимодействует и обучается манерам социального поведения.

перейти наверх

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

В юношеском возрасте продолжает осуществляться учебный процесс в качестве ведущей деятельности, однако уже на уровне самоопределения. Ребенок выбирает из большинства областей жизни ту, в которой он желает развиваться профессионально. Он соизмеряет свои желания и наклонности, способности, таланты с реальными возможностями. Он теперь выбирает профессию, которую желает изучать более глубоко на уровне теории и практики.

Однако обучение профессии в данном возрасте не означает окончательное решение. Ребенок скорее видит направление, в котором он может пойти, которое наиболее знакомо и комфортно для него. А вот будет он заниматься этой деятельностью или нет, уже зависит от дальнейшей жизни и изменений.

На данном этапе ребенок лишь пробует свои силы в определенной деятельности, которая не обязательно будет его будущей профессией. Также он отказывается от своих нереалистичных желаний, все более приземляясь к реальной жизни, где существует ограниченный круг специальностей.

Здесь ребенок уже определяет свою готовность к определенному виду деятельности, а также берет ответственность за свой выбор.

перейти наверх

Итог

На каждом этапе своего психологического и физического развития человек меняется, трансформируется, становится более готовым к взрослой жизни. Родителям остается лишь усвоить, на каком этапе ребенок становится готовым к той или иной деятельности, чтобы вовремя предоставить все нужные ему возможности для обучения и развития.

 

Источник: psytheater.com

Добавить комментарий