Метод «кнута и пряника» в обучении дошкольника

В процесс воспитания ребенка дошкольного возраста входит еще и его обучение. Необходимо научиться не только ходить, говорить, одеваться, прилично кушать за столом, но и читать, писать, считать, рисовать, слушать и воспринимать информацию. Многим родителям известны случаи, когда дети не слушаются, плохо учатся, желают играться, а не сидеть за партами. И действительно, у ребенка нет большой мотивации обучаться по сравнению с желанием побегать, поиграться, увидеться с другими детками. Нередко родители начинают искать способы заставить учиться, а не думать только о развлечениях. Здесь часто используется метод «кнута и пряника». Насколько он эффективен и способствует интеллектуальному усвоению нового материала?

В эксперименте принимали участие 140 детей в возрасте от 5 до 7 лет: 68 девочек и 72 мальчика. Дети проходили ассоциативный эксперимент в ситуации эмоционального подкрепления: отрицательного через штрафы и положительного через конфеты. При этом все показания фиксировались кардиограммой.

Проверялось 4 состояния каждого ребенка, чтобы сделать объективные выводы:
• Первое состояние – оперативный покой. Ребенок ничего не делал, проверялся его уровень сердечного ритма в спокойном состоянии.
• Второе состояние – фоновое. Ребенок отвечал антонимами на слова экспериментатора, при этом его ответы не оценивались
• Третье состояние – ассоциативный эксперимент, в ходе которого за каждые пять верных ответов ребенка награждали конфеткой (положительное подкрепление).
• Последнее состояние было проведено с отрицательным подкреплением, когда за каждый неверный ответ у ребенка забирали конфетку.

Дети были проверены на уровень интеллектуальных способностей, из-за чего были разделены на две группы. Какие же результаты показали исследования? Это будет интересно узнать всем настоящим и будущим родителям, которые читают данную статью в интернет-журнале psytheater.com.

Дети с высоким уровнем интеллекта показывали высокие результаты на второй (фоновое состояние) стадии эксперимента, что указывает на высокий уровень самомотивации. Данные показатели были приблизительно равными на четвертой стадии, когда детей подвергали негативным эмоциональным подкреплениям. Деятельность значительно снижалась, когда детей данной группы положительно подкрепляли, то есть на третьей стадии оценивания (внешняя положительная мотивация).

Дети с низким уровнем интеллекта показывали низкие результаты на второй стадии (фоновое состояние), что указывает на низкую самомотивацию. При этом умственная деятельность значительно повышалась на четвертой стадии при отрицательном подкреплении. Однако даже здесь дети показывали более низкие результаты по сравнению со сверстниками с высоким уровнем интеллекта.

Действует ли метод «кнута и пряника» на детей при их обучении? Согласно проведенным исследованиям, можно сделать вывод, что дети с высоким уровнем интеллекта хорошо обучаются лишь тогда, когда их работу не оценивают. У них наблюдается высокая самомотивация. При этом они равнодушно относятся к каким-либо внешним мотиваторам (как к отрицательному, так и к положительному), хотя колебания, несомненно, существуют. При этом дети с низким уровнем интеллекта показывают хорошие результаты лишь при наличии внешней мотивации. У них наблюдается низкий уровень самомотивации, что и дает низкие результаты в обучении. Именно к ним применим метод «кнута и пряника».

Следует отметить, что дети с высоким уровнем интеллекта могут выполнять вполне бессмысленную работу вместе с родителями. Выдвигается предположение, что именно за счет наличия у них высокой самомотивации они обладают высокими интеллектуальными способностями по сравнению с детьми с низким уровнем интеллекта, которые развиваются лишь за счет внешней стимуляции. Но это всего лишь предположение, которое требует своего отдельного исследования.

Источник: psytheater.com

Добавить комментарий