Критерии социальной идентичности — навешивание ярлыков

Мир людей становится основным полем деятельности, в котором человек себя развивает и проявляет. Быть социально приспособленным – значит уметь жить в мире с другими людьми, которые поддерживают, понимают или по крайней мере не мешают жить полноценно. Рождаясь, индивид не принадлежит ни к одной группе людей. Но по мере взросления у него начинает формироваться социальная идентичность.

Люди рождаются разными, но впоследствии становятся одинаковыми. Многое зависит от среды, в которой они растут, воспитания, через которое проходят, интересов, которыми обладают, и даже привычек. Все это делает каждого частью определенной группы людей, про которую можно дать общую характеристику. Все люди, входящие в ту или иную группу, обладают некими определенными чертами и качествами. Например, готы одеваются в черное. Зная, что некий человек является готом, можно предсказать, не видя его, характер, привычки, предпочтения в досуге и стиле одежды.

Психологический интернет-журнал psytheater.com выделяет следующие аспекты идентичности человека:

1. Ингруппа и аутгруппа. К ингруппе человек относится положительно, придерживается ее традиций и основных правил, поскольку идентифицирует себя с ней. К аутгруппе человек относится враждебно, поскольку не принадлежит к ней и видит значительные отличительные особенности, которые могут вызывать страх или тревогу. Здесь развиваются такие чувства, как фаворитизм к ингруппе и враждебность к аутгруппе.

2. Язык. Каким образом люди определенной социальной группы воспринимают мир? Какими общими фразами их характеризуют те, кто не входит в их категорию? Какие слова и фразы применяются только по отношению к ним? Какой сленг используется этими представителями?

3. Ярлыки. Чтобы человеку быстро анализировать других людей, ему необходимо иметь шаблоны, которые он будет прикладывать к окружающим. То, что не известно в собеседнике, еще не наблюдалось и не было познано, будет дополнено тем, что индивид знает обо всех людях, в группу которых собеседник может входить. Другими словами, происходит использование шаблона к человеку, который может ему не соответствовать, но отдаленно принадлежать ему.

Навешивание ярлыков

Люди предпочитают навешивать ярлыки на все, что их окружает. Ярлык – это целостный образ человека, предмета или явления, который характеризует основные проявления. Так, женщины привыкли называть мужчин скотами, так как те зачастую подчиняются своим животным инстинктам. А мужчины называют женщин стервами, так как не терпят возражений. Одно слово многое может рассказать о человеке. Это и есть ярлык.

По мере накопления опыта, у каждого есть свой набор, схемы, по которым он определяет окружающий мир. Определенный набор качеств собеседника может вызвать конкретные ассоциации, отчего человек поставит на него ярлык. Если, например, человек все время говорит о работе, а на другие темы может сказать лишь пару слов, тогда у собеседника может возникнуть ассоциация: человек является трудоголиком.

Так поступают все люди. У шаблона есть одно прекрасное свойство — он вмещает в себя несколько определенных параметров человека, предмета или явления, которые ярко выражены. Одним словом можно рассказать об этих параметрах.

Ярлыки опасны тем, что зачастую поспешно ставятся. Многие привыкли полагаться на первое впечатление о других. Люди делают поспешные выводы о явлениях, понаблюдав за ними всего лишь 10 минут. Кто-то характеризует человека, пообщавшись с ним один вечер. Большинство ставят ярлыки поспешно, так и не узнав партнеров. Это опасно тем, что человек не позволяет себе больше узнать того, кто, возможно, с первого взгляда ему не понравился. Может быть, человек нервничал, поэтому в течение вечера был застенчивым.

Ярлык – это некий конечный результат, который указывает на принятие решения относительно чего-то или кого-то. Он мешает лучше узнать то, что окружает человека, который решил, что знает все, что ему нужно. Но стоит помнить одну вещь: опыт основывается на конкретном человеке или явлении! Невозможно говорить обо всех людях, базируясь лишь на претензиях к одному человеку. Невозможно прогнозировать ход развития событий, основываясь лишь на прошлом опыте. Всегда присутствуют некоторые факторы, обстоятельства или набор других качеств, которые отличают ситуации, явления или людей между собой.

Проблема социальной идентичности заключается в том, что человек судит в общем о конкретных людях. Шаблон часто основывается на нескольких примерах, где некоторые схожие параметры могут заставлять приписывать человеку черты, которые ему не свойственны. Это является главной погрешностью социальной категоризации, которая судит в общем, не учитывая деталей.

Источник: psytheater.com

Добавить комментарий