Импритинг — в психологии, понятие, определение, примеры

В биологии каждого живого существа присутствует такое понятие, как импритинг. Обычно его понимают, как свойство памяти в определенный промежуток времени запечатлевать конкретный вид информации и оставлять ее в подсознании, откуда потом она будет влиять на развитие и дальнейшую судьбу человека. Примеров импритинга существует очень много. В психологии данное явление становится очень важным, поскольку при выявлении импритинга можно понять особенности поведения и развития индивида.

Содержание:

    Что такое импритинг?

    Импритинг в психологии

    Примеры импритинга у человека

    Итог

Психологи говорят о том, что даже отставание в психическом развитии у детей связано с эффектом импритинга – когда ребенок не получает достаточного материнского тепла или вообще лишен контактов с ней, тогда он становится замкнутым, неразвитым. Интернет-журнал psytheater.com рассматривает импритинг как важный элемент в формировании личности. Если понимать, как он происходит, то многие родители могут избежать ошибок в воспитании детей.

Что такое импритинг?

Импритинг – это биологически заложенный механизм запоминания на уровне подсознания информации, которая имеет свои уникальные особенности:

Для импритинга нужна определенная критическая ситуация, когда память готова воспринять нужную ей информацию.
При импритинге не нужен сознательный подход человека, он происходит сам по себе, автоматически.
Импритинг – это мгновенное запоминание нужной информации в зависимости от того, в каком окружении в этот момент человек пребывает.
Импритинг необратим. Достаточно сложно искоренить из подсознания полученную информацию. Можно сказать, что импритинг – это информация, которая навсегда останется в человеке и будет им управлять.
Для импритинга не нужны никакие подкрепления. Здесь не присутствуют условные или безусловные рефлексы.

Импритинг – это моментальное запоминание нужной информации памятью, когда физиологически человек становится к этому готовым.

Данное понятие было введено при наблюдении за утками. Сразу после рождения утята воспринимают за маму тот движущийся предмет, который оказался при этом рядом. Здесь не имеет значения, живое существо или какой-то предмет попал в поле их зрения, главное – это движение данного существа или предмета. Если утята увидят не утку, а, например, кошку, то они будут считать, что это их мама. Это и называется импритингом – когда мозг мгновенно формирует определенную программу в подсознании для выживания живого существа.

У человеческого детеныша все намного сложнее. У него импритинг срабатывает тоже в определенные кризисные периоды, однако случаются они намного позже. Вот почему дети не воспринимают за своих мам акушерок или врачей, которые принимали роды. Осознание того, кто является мамой, у человеческого детеныша случается чуть позже.

В генетике тоже существует такое понятие, как импритинг – когда ДНК копирует структуру ДНК родителей.

Выделяют 4 вида импритинга:

Социальный – то, кто является родителями для ребенка, каким он должен быть сам, какими людьми себя окружать. В данном случае малыш в первые 2 года своей жизни запечатлевает образ своей мамы, понимает, как должны вести себя люди, с которыми он будет находить общий язык по образу своих родителей и родственников, а также запоминать, каким он должен быть сам.

Кстати, именно образ родителей говорит о том, каким человеком будет сам ребенок и какого партнера он выберет себе в любимые люди. Так, девочка запомнит, какой женщиной она должна быть, по тому, как выглядит ее мама, какие запахи от нее исходят, как она общается и пр. А вот образ папы будет говорить дочке о том, какого спутника она должна себе выбрать. Если от папы пахнет алкоголем, потом, он матерится и пр., тогда дочка будет влюбляться в парней, которые будут обладать подобными параметрами, при этом даже не понимая, почему влюбляется в таких «козлов».

То же справедливо и в ситуации с сыном, который будет копировать отца и выбирать женщину, похожую на свою мать. А какие могут быть последствия, когда у ребенка нет папы или мамы? Здесь импритинг может браться из образов тех людей, которые просто окружают малыша в первые годы его жизни. Вот почему первые 2 года жизни малыша нужно не оставлять его с людьми, которые могут оказать на него импритинговое воздействие.

Экологический – что малыша окружает? С первых дней своей жизни малыш понемногу начинает изучать окружающий мир. Когда он становится способным, то начинает ощупывать предметы, управлять ими, кусать, лизать и пр. Таким образом он не просто познает мир, но и приучается к жизни в определенных условиях.

Если малыш будет находиться в обедненной обстановке, например, жить в больничной палате, где только кровати и голые стены, тогда он воспримет данную обстановку как нормальную для своей жизни. Когда малыша вырастет, он, скорее всего, будет жить в таких же обедненных условиях.

Родителям нужно позволять малышу как можно предметов и вещей изучать в первые годы жизни. Это позволит малышу понять, в каком мире он живет и как он должен жить сам.

Пищевой – когда малыш начинает за родителями повторять процесс поедания пищи. Здесь родителям советуется всегда употреблять еду в присутствии ребенка, чтобы он запоминал не только саму еду, но и понимал сам процесс употребления пищи.

Здесь можно наблюдать множество вариантов импритинга. К примеру, если малыш видит, что мама поднимает еду с пола и кладет себе в рот, тогда пусть не удивляется, когда малыш сам будет кушать и спокойно класть в рот еду, которая упала на пол.

Оперативный (инструментальный) – когда малыш усваивает все основные движения и операции с предметами или своим телом. Данный импритинг приходится на возраст 8-24 месяца. Именно в этом возрасте малыша нужно обучать ходить, говорить, садиться на горшок, одеваться и пр. Раньше данного времени обучать данным навыкам бессмысленно.

Следует понимать, что ребенок наблюдает за своими родителями. Уже к году он должен услышать все основные звуки своего родного языка из уст своих родителей. Более того, малыш наблюдает за тем, как именно родители разговаривают, какие слова применяют, с какой интонацией их произносят. Все это отпечатывается в памяти.

Еще одной особенностью импритинга становится то, что он возникает в ситуации эмоционального переживания. В памяти остается то, что было эмоционально окрашенным для человека. Данный механизм может случаться даже у взрослых людей, когда в состоянии стресса или сильного шока они запоминали мелочи произошедшей ситуации и могли ее хорошо потом воспроизвести в памяти.

перейти наверх

Импритинг в психологии

Понятие импритинг пришло в психологию из зоологии, когда ученые наблюдали за развитием детенышей животных и выявляли особенности их поведения. У человека тоже существует импритинг, просто он растянут во времени и порой может занимать всю жизнь.

Импритинг в первую очередь является способом выживания живого существа, когда он должен четко и безоценочно запомнить, как ведут себя взрослые особи, в какой обстановке он должен находиться, кого выбирать в партнеры по сексу и пр., чтобы в итоге выжить. Данный механизм является биологически заложенным в живые существа для их выживания.

Однако человек является еще и социальным существом, вот почему его импритинг может возникать и в более поздние периоды, когда он будет попадать в соответствующие условия. На импритинг влияет переезд в другое место, смена вида деятельности, начало учебы и пр.

Человеку импритинг нужен еще и для социализации. Какого любимого человека он себе выберет? Как будет относиться сам к себе? Какими качествами обладать? Это  и многое другое формируется на основе импритинга.

перейти наверх

Примеры импритинга у человека

В человека заложен импритинг – вид памяти, который сам выбирает, когда ему запоминать нужную информацию. На каждом этапе своего развития происходит то или иное запечатление информации. В основном импритинг направлен на:

Понимание человеком того, каким он должен быть, как себя вести, что выражать.
Понимание того, что он должен кушать, как себя защищать, в каких условиях жить.
Понимание того, кого должен выбирать для гармоничного построения отношений.

Запомните: «Ребенок – копия своих родителей». Это ответ на все ваши вопросы типа:

    Как отучить ребенка спорить с родителями?
    Как заставить ребенка быть послушным?
    Почему ребенок огрызается, когда его поучают?
    Как приучить ребенка к тем или иным привычкам? И т. д.

Ребенок зачастую копирует своих родителей. Если вы хотите его чему-либо научить, тогда начните сами этими качествами обладать или такие действия проявлять. Ребенок копирует поведение, мировоззрение, характер своих родителей. И если вам что-то не нравится, то сначала объективно взгляните на себя: он взял это от вас. И чтобы что-то изменить в его поведении или характере, вам необходимо самому воспитать это в себе.

Об этом необходимо помнить вам лично, понимая, что вы станете примером для подражания, особенно в те минуты, когда вы решаете вопрос: заводить ли их вместе с тем или иным партнером? Вы и ваша вторая половинка станут образцами, которые будут копировать ваши дети. Хотите, чтобы дети стали похожими на вас? Хотите, чтобы дети стали похожими на вашего партнера? Не забывайте о естественном копировании родителей детьми. И как бы вы ни притворялись, а дети все равно увидят вас настоящих и возьмут это.

Ребенок – копия своих родителей. Если вы чем-то не довольны в своем ребенке и хотите его перевоспитать, начните с себя. Скорее всего, вы делаете то же самое, что и ваш ребенок. Но себе вы это позволяете делать, а ребенку нет. И почему же вам можно, а ему нельзя? Ребенка не волнует ваша мораль и принципы: если вы позволяете себе быть, к примеру, грубым и жестоким, то и он позволит себе быть таковым. Поэтому начните с изменений самого себя, и ваш ребенок начнет меняться за вами.

перейти наверх

Итог

Человеку с рождения даны механизмы, которые должны обеспечивать ему выживание. К сожалению, человеческий детеныш рождается беспомощным и не приспособленным к жизни, поэтому первые месяцы он тратит на готовность к окружающему миру, а затем уже социализируется. Импритинг у каждого ребенка случается в свой период, который невозможно предугадать.

Единственное, что могут сделать взрослые, — это окружить детей такой атмосферой, которая даст нужный посыл их мозгам. Когда наступит импритинг, память запечатлит нужную информацию, а не что попало, с чем потом будут бороться родители и психологи и от чего начнет страдать сам человек.

Импритинг не выбирает информацию, не делит ее на плохую и хорошую. Запоминает то, что есть в окружающей реальности. А какой будет эта информация, во многом зависит от родителей, которые и становятся примерами для подражания, а их образ жизни – примером для копирования. Нередко дети живут так, как живут их родители. Лишь когда ребенок уже во взрослом возрасте сознательно начинает что-то в себе менять, тогда импритинговая информация может не сказываться на его образе жизни. Однако не все и не всегда человек учитывает.

Источник: psytheater.com

Добавить комментарий