Формирование самооценки — личностной, адекватной, самоконтроль

Содержание:

    Создание личностной самооценки

    Создание адекватной самооценки

    Формирование самоконтроля и самооценки

    Образование самооценки школьника младших классов

    Формирование самооценки

Формирование самооценки любого индивида является сложным процессом, включающим несколько различных этапов развития. Самая первая стадия формирования – это целостное восприятие малыша общей оценки его поведения со стороны окружающих взрослых. Соответственно, на последующей стадии мы наблюдаем более детальное оценивание собственного поведения ребенком, а также его восприятие посторонней оценки его поведения и деятельности. Лишь на последней стадии окончательно зарождаются и формируются механизмы, позволяющие ребенку самостоятельно оценить конкретный критерий своей личности.

На последней стадии закладки самооценки, которая происходит ближе к подростковому возрасту, для нее характерна полярность, то есть в своей самооценке ребенок придерживается принципов «хорошо-плохо» и ударяется в крайности. На последующих этапах развивается способность к самостоятельной объективной оценке не только лишь своих поступков, но также переживаний и эмоциональных состояний. Заключительный шаг – это способность ребенка полностью перенести умение объективного оценивания с внешнего на внутренний мир и переживания.

Создание личностной самооценки

Психологи рассматривают создание личностной самооценки как психологическое новообразование индивида, которое закладывается в нем с самого рождения и развивается в дальнейшем поэтапно. В нем выделяют 2 главных «компонента», среди которых когнитивное и эмоциональное звено, работающие между собой абсолютно неразрывно. Когнитивное звено является совокупностью познаний индивида о себе, накопленный им опыт о своей личности и ее отдельных факторах, положительных и отрицательных сторонах. Эмоциональное звено – это отношение человека к общей совокупности когнитивного вена и отдельно взятым качествам своего «Я». Такая структура связана с тем, что любые знания о себе как о человеке, индивид приобретает строго в социальной среде и с социальной точки зрения. Соответственно, со временем данные знания «обрастают» различными эмоциональными отношениями и оценками индивида как социального субъекта.

Как и на любое другое психологическое образование, на образование самооценки оказывают воздействие множество различных факторов, от которых напрямую зависит и уровень ее развития.  К ним относится общение индивида с окружающими его людьми, развитие коммуникационных способностей в целом, самонаблюдение и самоконтроль. Любой человек, как социальный субъект, совершает любой вид деятельности и тем самым попадает в конкретную ситуацию, в которой он набирает опыт и вырабатывает свое личное отношение к определенным вещам, поступкам, чувствам. Также он вырабатывает внутреннюю оценку своих решений, шаблонов поведения, черт характера, положительных и отрицательных сторон.

Нет конкретного вида деятельности, который был бы одинаково полезен для всех индивидов в рамках развития самооценки или же одинаково вреден. В этом психологи выделяют строгую индивидуальность, хотя им удалось несколько систематизировать виды деятельности в отношении самооценки. Известно, что положительно на адекватность самооценки влияет занятие тем видом деятельности, который является ведущим для текущего периода развития личности. К примеру, формированию объективной самооценки у детей и подростков способствует активное общение со сверстниками и дисциплина в обучении. В более взрослом возрасте ведущим вариантом деятельности является трудовое самосовершенствование. Однако, как уже оговаривалось, внешние условия для каждой личности совершенно индивидуальны. Та же учеба или работа выступают в качестве деятельности, которая приносит удовлетворение и возможность самореализации, но также она может послужить источником недовольства, стрессов, эмоционального истощения.

Показателем высокого уровня самооценки считается ее разделение и дифференцировка. Такой индивид способен достаточно объективно оценить свои возможности и внутренний потенциал относительно того или иного внешнего условия. Хорошая самооценка является залогом целостности внутреннего состояния человека и его стабильности, даже в случае изменений в социуме и других внешних условиях жизни. Это весьма значимый фактор в рамках становления личности и ее индивидуальности.

перейти наверх

Создание адекватной самооценки

Как личностный психологический фактор, заложенный в каждом человеке с момента его рождения, самооценка важна в рамках становления индивида как уникальной личности. Именно он формирует в сознании человека потребность достигнуть в своем развитии определенного уровня, который будет соответствовать не только требованиям и условиям социума, но и его личным представлениям и притязаниям.

Многие специалисты, например, М. Феннел, предполагают, что самооценка выполняет роль одного из ведущих факторов человеческой саморегуляции. Так создание адекватной самооценки важно для определения направленности и уровня деятельности в жизни индивида. От нее также зависит его поведение в социуме, интеграция в условия окружающей среды, отношение к окружающим и, конечно же, к собственной личности. Самооценка – это один из самых сложных психологических механизмов. Также Р. Немов выдвинул популярную в наше время теорию о том, что самооценка также важна для сохранения целостности индивидуальности человека в условиях перемен в его окружении и социуме.

Самооценка наиболее уязвима и в то же время подвержена коррекции в детском возрасте. Это связано с тем, что в этот жизненный период она только начинает формироваться как самостоятельный психологический механизм. Ребенок не рождается с уже подготовленным внутренним потенциалом и отношением к собственной персоне. По мере своего взросления, получения жизненного опыта, восприятия оценки окружающих, он начинает формировать определенные притязания к окружающим и к себе самому. Важным фактором для формирования самооценки в этом возрасте является адекватное воспитание малыша, его подготовка, развитие навыков общения.

Когда ребенок взрослеет, он самостоятельно овладевает способностью оценивать свое собственное внутреннее «Я», наравне с тем как он постигает себя самого в качестве социального объекта. Это и принято считать самооценкой, которая также оказывает влияние на дальнейшую деятельность индивида, связанную с его уровнем притязаний. Под притязаниями, вернее, их уровнем, понимают тот уровень возможных достижений и трудностей, который человек сам определяет для себя.

Грамотное соотношение самооценки и степени притязаний оказывает огромное влияние на эмоциональное и духовное состояние ребенка. Если самооценка человека адекватна, то и уровень притязаний меняется в зависимости от реальных возможностей индивида. Если же наблюдается несоответствие между большими притязаниями и реальными жизненными обстоятельствами, что нередко случается из-за слишком высокой самооценки и самоуверенности, человек ощущает себя несчастным.

На самооценку ребенка активно влияет воспитание со стороны взрослых, а также их поведение. Помимо того, что взрослый человек является неоспоримым авторитетом для малыша, на него также оказывает влияние оценка близкого взрослого его деятельности или личности в целом. Для того чтобы у подрастающего ребенка складывалась адекватная самооценка, он должен чувствовать атмосферу одобрения и поддержки от своих родителей и взрослых в целом. При этом положительная оценка должна быть направлена на конкретную деятельность и успехи ребенка, а не на что-то, ради чего он не прикладывал усилий. Стоит быть достаточно объективными в своих суждениях, чтобы будущий индивид не вырос чрезмерно самоуверенным и с завышенной самооценкой.

перейти наверх

Формирование самоконтроля и самооценки

Современное прогрессивное общество предъявляет определенный ряд требований каждому подрастающему индивиду. Оно нуждается в активных людях, которые проявляют инициативу, как в роботе, так и в социальных вопросах в целом, способны выражаться творчески. Вот почему действительно важно уметь раскрывать весь свой потенциал и развивать имеющиеся задатки. Развитие и становление себя как успешной личности обеспечивает формирование самоконтроля и самооценки.

Человек обладает уникальным психологическим механизмом, который позволяет ему сознательно контролировать свою деятельность в зависимости от внешних условий или собственных желаний. Это то, что мы называем «самоконтролем». Как и любая другая способность, он формируется по мере приобретения индивидом личного опыта, общения с окружающими и приспосабливаемости к деятельности в коллективе.

Вместе с самооценкой, самоконтроль закладывается уже в детском возрасте, так что на его формирование также активно влияет адекватный подход в воспитании. Залогом развития самоконтроля является осознание ребенком потребности оценивать свою деятельность и регулировать ее, в зависимости от личных потребностей, условий окружения, соответствия логике и правилам.

перейти наверх

Образование самооценки школьника младших классов

Образование самооценки школьника младших классов в основном опирается на его активную деятельность, в частности, общение со сверстниками, учебу, развитие контроля над собой и самодисциплину. В сущности, любое занятие, особенно если это игры или другая деятельность в коллективе ровесников, вынуждают ребенка обратить внимание на себя и свои поступки. В некоторых ситуациях также развивается и самоконтроль, дисциплина, вызванная потребностью подчиниться определенным правилам.

Это имеет большое значение и для обучения ребенка. Младшему школьнику необходимо овладеть основами самодисциплины, так как ему потребуется контролировать себя и свои усилия, направляя их на учебу. Достижение такого невозможно без оценки себя и своего потенциала. Таким образом, человек накапливает опыт знаний о себе уже с самого детства. В ходе любой деятельности, ребенок оценивает себя по нескольким схемам. Прежде всего – это сравнение своей личности с окружающими. Второй путь оценки – это сопоставление желаемого и реальных успехов, ставших результатом личной деятельности. Разумеется, чем выше притязания ребенка, тем тяжелее ему будет добиться успеха.

перейти наверх

Формирование самооценки

Развитие самооценки достаточно индивидуально, однако на определенных жизненных этапах, большое влияние на нее оказывает вариант деятельности, которыйсчитается главным на данном этапе развития. То есть формирование самооценки учащихся достаточно тесно связано с процессом их обучения. От того, насколько хорошо будет проходить этот процесс, зависит и адекватность будущей самооценки ребенка. Успешность учебы во многом определяет и саму успеваемость, заинтересованность ученика в работе над собой и получении новых знаний. Ведущую роль играет адекватная работа самого учителя или воспитателя, которые могут прибегнуть к различным схемам ведения занятий для обеспечения их успешности. Одним из важных факторов выступают внешние связи, то есть жесты, взгляды, слова и их контекст, обращенные к ребенку. На основе отношения и оценки учителя он выстраивает оценку своей личности, и это необходимо учитывать при ведении педагогической деятельности в младших классах.

Источник: psytheater.com

Добавить комментарий