Адаптация подростка в детском доме

Детский дом является учреждением, в которое попадают сироты, брошенные дети или те, чьих родителей лишили родительских прав. Речь идет не об исправительном заведении, хотя здесь наблюдается четкая и жесткая система взаимодействия между воспитанниками и взрослыми. Это не интернат, где детей только обучают. Ребенок живет в особых условиях, которые четко регулируются взрослыми, занятые воспитанием и обучением каждого своего приемника.

Ребенку подросткового возраста трудно согласовывать собственные амбиции и энергетику с теми правилами и уставами, которые царят в его новой обители. Это затрудняет работу самих педагогов, которые часто могут перегибать палку в своих приемах воспитания.

Подростка следует приучать к дисциплине, но не принижать его личные желания и чувство собственной значимости. Задачи, которые выполняет детское учреждение, — это взращивание в детях взрослых людей, которыми они станут через несколько лет. Они должны быть способными выжить в том мире, в котором окажутся, когда выйдут из детского дома.

Каких основных направлений придерживаются педагоги:

Ознакомление воспитанников с организационными правилами и приемами;
Реализация навыков во внеучебное время;
Включение воспитанников в общественные мероприятия, на которых они будут применять новые навыки.

Чтобы осуществить всю программу, она проходит в три этапа:

Вооружение всевозможными методами, которые позволят подростку придерживаться всех правил и организационных моментов;
Выдача поручений ребятам в бытовых и организационных вопросах;
Формирование ответственности, которую воспитанники должны нести в осуществлении той или иной деятельности.

На первом этапе происходит ознакомление и обучение подростка тем нормам, которые царят в учреждении. Как отмечают психологи интернет-журнала psytheater.com, чтобы ребенок адаптировался к окружению, сначала нужно рассказать о той системе, которая царит внутри. Четкое и ясное понимание того, что от ребенка требуется, позволяет ему соотнести требования с собственными возможностями.

На втором этапе важный акцент ставится на целеполагании. Перед воспитанником нужно поставить четкую цель, которой он будет руководствоваться при принятии решений и выполнении действий. Речь идет о масштабной цели, которая становится конкретной для каждого воспитанника. Учитываются особенности, возможности и потребности ребенка, что позволяет более комфортно адаптироваться к новым условиям.

Индивидуальный подход здесь становится необходимым. У детского дома есть главная цель, которой должны придерживаться все воспитанники заведения. Но на каждого из них возлагаются отдельные обязанности и ответственность в зависимости от того, к чему они предрасположены, какими наклонностями и характеристиками обладают. Все это делается буквально с первых минут пребывания человека в учреждении, что позволяет однозначно расставить все требования и приоритеты.

Третий этап является практическим и растягивается на долгое время. Это этап приспособления ребенка к новым условиям, развитие в себе необходимых навыков и качеств, подстройка. Воспитанник научается взаимодействовать с педагогами, другими ребятами, приучаться к распорядку и режиму. Здесь рекомендуется поощрять ребенка там, где он в этом нуждается. В случае ситуативного невыполнения необходимо быть категоричными и строгими, не попустительствовать. Данные меры позволяют подростку понять всю серьезность ситуации и приучить себя к дисциплине.

Источник: psytheater.com

Добавить комментарий